Перевозка негабаритных грузов, тяжелых неделимых грузов требует использования особого подвижного состава. Как показывает практика, фирмы-производители прицепной техники для выполнения такого вида перевозок пошли по двум направлениям: 1. Традиционные транспортные средства, прицепы и полуприцепы. Такое оборудование эффективно используется для перевозки однотипных грузов при решении ежедневных задач. Примером может служить ежедневная доставка тяжелой строительной техники к месту работ. 2. Модульный принцип построения подвижного состава. В этом случае транспортное средство собирается из нескольких модулей, среди которых – тягач-тяжеловоз, тяжеловесный прицеп и другие. При этом каждый модуль может выполнять функции отдельного прицепа. В результате получается универсальное транспортное средство, с широко изменяемыми пределами грузоподъемности и габаритов, которое позволяет решать широчайший спектр нетривиальных задач. В некотором роде, промежуточным звеном между двумя этими направлениями служат раздвижные телескопические прицепы. Изменяемая в широких пределах длина рамы позволяет транспортировать длинномерные грузы. Как и для прицепов в едином и модульном исполнении, характеристической особенностью раздвижных прицепов является взаимное расположение рамы и колес. Раздвижные прицепы и полуприцепы выпускаются, как и все остальные в вариантах расположения рамы над колесами и между передними и задними осями. Для первого варианта характерна простота конструкции, но большая погрузочная высота и ухудшенная устойчивость. Для второго варианта выигрыш в погрузочной высоте компенсируется ухудшенной маневренностью состава в целом. Основными техническими характеристиками раздвижных телескопических прицепов и полуприцепов являются: • Грузоподъемность в сдвинутом состоянии и при максимальной длине • Максимальное увеличение длины платформы • Осевая формула Отечественные транспортные компании проявляют все большую заинтересованность в подобных транспортных средствах. Отвечая возросшей потребности, российские производители, в сотрудничестве с зарубежными партнерами предлагают достаточно широкий спектр раздвижных прицепов и полуприцепов. В качестве примера можно привести ряд полуприцепов-тяжеловозов, производимых заводом «Тверьстроймаш» в сотрудничестве с компанией Meusburger Fahrzeugbau GmbH. Модель 99395Е-66 из этого ряда является типичным представителем техники с расположением рамы над колесами. Длина платформы в сдвинутом состоянии – 10 м, максимальная длина - 17м. Грузоподъемность полуприцепа – 66м, при максимальной длине платформы – 40 т. Шаг удлинения платформы – 1м. Осевая формула модели - 3+2 : 3 стационарных оси и 2 подруливающих. Другим представителем отечественной промышленности, предлагающим подобную технику, является завод «Балтспецмаш», разрабатывающий и выпускающий прицепную технику совместно с компанией HRD. Полуприцеп 9445 имеет грузоподъемность 55 т, изменяемую длину платформы от 13.6 до 22.5 м, с шагом 0.5 м. Подобная техника выпускается и челябинским предприятием ТСП «Политранс», и компанией «Спецприцеп», и еще несколькими отечественными производителями. Остается сказать только то, что отечественные образцы прицепной техники для перевозки негабаритных грузов в настоящий момент выполняются в соответствии с мировыми стандартами и ничем не уступают зарубежным аналогам.