скидки на прицепы
мотошлемы, аксессуары
 
История легендарной полуторки ГАЗ-АА
Легендарная полуторка, основной грузовой автомобиль первых пятилеток и Великой Отечественной войны, выпускалась на Горьковском Автомобильном Заводе с 1932 г. За основу был принят популярный грузовик с литерой АА от компании Форд, лицензия на выпуск которого была приобретена советским правительством. Безусловно, советские инженеры могли успешно разрабатывать отдельные узлы и детали техники различного назначения, однако построить целый автомобильный гигант, выпускающий легковые и грузовые машины в массовом порядке, было решено в сотрудничестве с передовой американской компанией. Фордовские чертежи, комплектующие и запчасти, отдельные технологические цепочки, обучение мастеров и рабочих конвейерному способу производства - всё это помогло запустить в работу лидера советского автомобилестроения.

Автомобиль, сошедший с нижегородского конвейера в 1932, получил название ГАЗ-АА. Однако, к чести советских инженеров, надо отметить, что уже первый экземпляр несколько отличался от своего американского аналога. Так, картер сцепления стал вместо литого жестяным, рулевой механизм был дополнительно усилен, также был установлен воздушный фильтр карбюратора. Кузов нового грузового автомобиля вообще был целиком переработан отечественными специалистами, и тому были свои причины. Самая главная из них - будущий флагман советской автомобильной промышленности должен был быть максимально самостоятельным, таким образом и комплектующие, и основные запчасти для ГАЗ должны были производиться в СССР.

Конечно, при массовом производстве это существенно - ждать поставок автозапчастей из-за океана дорого, долго и ненадежно. Возможно, не всё было гладко в молодой автомобильной промышленности, однако курс на отечественные разработки был взят верный.

Завод оправдал расчеты советских инженеров и, менее чем через год, выпускал в сутки более 60 новых грузовиков. Не забудем и о легковых машинах, а также фургонах, автобусах и прочих специализированных автомобилях, спроектированных на базе "полуторки". На дороги страны выезжали в то время мобильные санитарные лаборатории и автомашины скорой помощи, цистерны и акустические или световые спецмашины, прицепы и грузовые машины практически для всех отраслей народного хозяйства. Отдельное производство выпускало двигатели, механизмы подвески и прочие запчасти на ГАЗ.

Из нашего технологичного времени, недостатки той самой полуторки выглядят вопиющими. На машине были установлены весьма ненадежные стартеры и аккумуляторы, нормальной работы которых хватало примерно на полгода, далее автомобиль заводился преимущественно "ручкой", а аккумуляторы приходилось регулярно чинить. Рессорная подвеска грузовика делала его ход ощутимо жёстким, особенно на плохих дорогах. Ресурса шин хватало на 8-9 тысяч километров пробега, и даже таких шин постоянно не хватало.

полуторка грузовик газ аа Но, тем не менее, это был реальный грузовик, всю ценность которого может понять только тот, кому предстоит перетащить на своих плечах полторы тонны груза или доставить за сотню километров десяток человек. И, в целом, ГАЗ-АА получился довольно простым и неприхотливым, легким и ремонтопригодным "в полевых условиях".

Насколько это важно - можно было судить через несколько лет, когда неприхотливая "полуторка" (конечно, вместе с людьми и другими машинами) вынесла на себе все тяготы суровой войны. Надо сказать, что к лету 1941 г. ГАЗ-АА был самым массовым грузовым автомобилем в народном хозяйстве СССР, только в рядах Красной Армии его насчитывалось более 150 тысяч.

Конечно, инженеры Горьковского автозавода постоянно совершенствовали своё детище. Изменялись узлы и механизмы, появлялись новые материалы, выпускались запчасти для ГАЗ. В короткой статье невозможно рассказать о той роли, которую сыграла легендарная полуторка на дорогах войны. На основе конструкторских решений платформы и комплектующих ГАЗ-АА были выпущены различные машины военного назначения, в т.ч. прицепы, бронеавтомобили, артиллерийские тягачи и т.д.

Возможно, самой драматической дорогой для грузовичка ГАЗ-АА была трасса по льду Ладожского озера. По зимней "дороге жизни" было перевезено множество людей и тонн грузов, и благодарность машинам и их водителям навсегда останется в нащей памяти.

Вот такая она, легендарная полуторка - машина первых пятилеток и военных дорог, мирного строительства и новых открытий. Её история неотделима от истории страны, от биографий людей, и, надо признать, что этот автомобиль сполна заслужил памятники, поставленные ему на перекрестках и в песнях.

Тел.: +7(985)220-45-94 E-mail: mirpricepov-msk@mail.ru Автоновости
Яндекс.Метрика